Шум в голове…

А. В. Сидерский о суете ума. Вечные вопросы, ответы на которые вряд ли удастся «вычислить» при наличии в уме стандартной среднечеловеческой суеты — этакого ядреного — «эмоционально-мыслительного белого шума». Намереваешься услышать и увидеть самого себя — а слышишь только бестолковую суету эмоций, мыслей и не поддающихся никакому управлению мыслеформ. Помеха чересчур значительна. Патанджали описывает стандартную стилистику работы человеческого восприятия следующим образом: «Поведение ума обуздано уздой. В этом случае восприятие осуществляется с уровня самоосознания. Иначе — соответствует уровню умственной деятельности».

Не более того. При отсутствии контроля («йоги» или «узды») человек не способен воспринимать самого себя. Он воспринимает только бестолковое поведение одного из инструментальных аспектов своего существа — суету ума. И именно ее принимает за «программное воплощение» самого себя. При таком раскладе, естественно, любая возникающая в процессе этой суеты мотивация воспринимается как руководство к действию: «Я хочу!» Хотя на самом деле «хочу» в данном случае вовсе даже и не «Я», а «Я», может быть, вовсе даже и не «хочу»… А хочет, например, побуждаемое инстинктивными мотивациями тело. Которое на самом-то деле вовсе не есть «Я». Но «Я» — то этого не знает…

Некое сочетание побуждений, обусловленных тремя основными животными инстинктами (самосохранения, продолжения рода, сохранения вида), воплощенное в том или ином гормональном фоне, рождает определенные желания, которым соответствуют те или иные эмоции… А уж под них ум услужливо «подкладывает» соответствующие мозговые процессы в тех или иных количественно-качественных комбинациях… Патанджали называет «пять составляющих умственной деятельности, причиняющих страдания и страданий не причиняющих»: понимание, заблуждение, фантазия, сон, воспоминание. «Понимание следует из прямого опыта, размышления или объяснения. Иллюзия понимания, основанная на информации, не имеющей отношения к реальности — заблуждение. Поток пустых образов, не имеющих под собой реальной основы — фантазия. Рефлекторная умственная деятельность без понимания — сон. Точное воспроизведение некогда воспринятого — воспоминание.» Заметьте, говоря о сне, Патанджали не утверждает, что для осуществления мозгом «рефлекторной умственной деятельности без понимания» тело непременно должно спать… А теперь прикиньте, многие ли из знакомых Вам лично человеческих существ по жизни пребывают в состоянии стопроцентного бодрствования?.. Ладно хорошо, о стопроцентном не будем… Но хотя бы чуть-чуть?.. Плюс к тому же еще и то, что Патанджали определяет как «поток непрерывно повторяющихся мыслей, порожденных прошлыми впечатлениями, в качестве материальных объектов в природе не существующими»…

Итак, будучи неконтролируемыми, все пять видов умственной деятельности препятствуют адекватному самоосознанию «Я», скрывая от него картинку более-менее объективной реальности за частоколом свистопляски образов, мыслей, ассоциативных рядов, эмоциональных реакций и т.п. И пока «Я» стоит, «прислонившись» к этому «забору», оно, кроме самого «забора», не воспринимает ничего. И только отойдя своим восприятием от «забора умственной суеты», мы можем осознать, что наше «Я» и «забор» — принципиально разные вещи, и что за «забором суеты ума» есть «что-то еще», и что это «что-то еще» наше «Я» может воспринять таким, какое оно есть, а не «сквозь щели между досками забора»… Но только тогда, когда «забор» исчезнет из поля восприятия. То есть — когда суета ума будет прекращена. От нее нужно избавиться…

2 комментария

  1. Обычно ощущение гула или шума в голове, связанного с атеросклерозом, похоже на шум моря, то есть оно имеет низкую тональность и ритмичную структуру. Иногда такой шум усиливается после сна в неудобной позе.

    1. В статье не об этом. Имеются ввиду не какие-то реально слышимые эффекты, а непрерывный поток мыслей. Сядьте, закройте глаза и попробуйте ни о чём не думать хотя бы минуту. Тогда станет понятно, что это за «шум».

Добавить комментарий для Наталья Логвинова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В начало..