ОТ СТРАДАНИЙ К ЭКСТАЗУ

Занятия йогой связаны с болью, как и любая серьёзная тренировка. Это 50 оттенков боли. Тело страдает до тренировки, во время и после занятия. Без тренировок ещё хуже — постоянно что-то где-то ноет, тянет и отваливается. Если накануне вечером было мощное занятие, то утром ощущение, что по тебе танк проехался пару раз туда и обратно, но это приятная разобранность живого, тренированного по всем правилам тела.

Стоит понимать, что есть боль «рабочая», то есть полезная, а есть сигналящая о разрушении. С помощью «рабочей» боли изучаем себя, контролируем, лечим и просто вспоминаем, что всё ещё живы. Важно не перейти грань и понять, когда пора остановиться. Слишком острая боль говорит о том, что срочно нужно сделать «откат» в упрощённый вариант асаны, а то и вовсе прекратить занятие.

Как различать «рабочую» боль и травмирующую? Это приходит только с практикой, но интуитивное ощущение предела есть у многих. Силовые асаны можно смело дожимать, а вот с растяжкой лучше не усердствовать. Занятие организовано таким образом, чтобы человек не навредил себе. Инструктор за этим следит. Однако, как и в любой ситуации в жизни, основная ответственность всё равно лежит на практикующем. Чего точно не стоит допускать – резкой колющей и режущей боли, особенно в суставах. Если есть дискомфорт непосредственно внутри позвоночника, в локтях, коленях, голенях, запястьях или тазобедренных суставах, нужно смягчить нагрузку. Чем быстрее это успеете сделать, тем лучше.

Не стоит путать боль в суставах с дискомфортом в окружающих тканях. Если болит мышца – совсем другое дело. Резкие, выстреливающие боли в мышцах и связках недопустимы. А вот тянущие и противные ощущения, дискомфорт — тот самый инструмент, с которым работаем. Если в асане слишком хорошо, а тело не чувствует ничего особенного, то это повод к углублению. Мы должны ощущать тело и, выстрадав очередное неудобное положение, прийти к тому, что боль превращается в экстаз.

Хорошо раскрывает экстатическую природу боли агнистамбхасана. В ней частенько хочется заплакать. Мощное вытяжение в бёдрах приводит к нестерпимому желанию выйти из позы. Так что к физическим страданиям добавляются психические. Если хватает времени и терпения перешагнуть этот барьер, то боль трансформируется в вибрирующий жар, который вызывает ощущения экстатического типа. Тогда можно почувствовать, как движется энергия, и направить её с помощью внимания и дыхания в нужную зону, например, в почки. Так можно «напитывать» органы силой, лечить их и приводить в рабочее состояние.

Тазобедренные страдания в агнистамбхасане — всего лишь один из многочисленных примеров работы с болью и другими ощущениями. Здесь йога открывает бескрайние возможности. Поэтому когда вижу людей соревнующихся друг с другом во время занятия, прерывающих его болтовнёй, глазеющих на соседей, понимаю, что они ещё не разобрались в вопросе. Когда человек по-честному занимается йогой, ему становится ни до чего. Ответственный практик настолько интенсивно страдает на коврике, что погружается в себя. Внимание полностью захватывается внутренними процессами и ощущениями. В этот момент заканчивается гимнастика и начинается йога.

Даже если человек разобрался, перестал глазеть по сторонам, думая об ужине или строя планы на завтра, то с удивлением обнаруживает, что собрать внимание на себе сложно. Любая мелочь отвлекает. Чтобы направлять внимание внутрь, тоже требуется тренировка. На этом этапе начинает всё раздражать. Постоянно вырывают из процесса звуки, собственные мысли, жмущие трусы, пыхтение соседа, запах пота и фиг знает что ещё. И это тоже нормально. Не надо искать тихое место для занятий или бить по башке разговорчивого соседа по коврику, как бы страстно этого не хотелось. Надо осознанно продолжать собирать внимание на себе. Асаны и ритмичное дыхание изобретены для затягивания внимания внутрь. Поэтому сопротивление внешней среды с каждым разом становится всё легче преодолевать.

Ещё одна крайность — тупо страдать на йоге, реализуя свои мазохистские наклонности. Боль и дискомфорт нужны не для того, чтобы мучиться, а для наблюдения за собой. Поначалу оттенки ощущений недоступны, а ухватить получается только что-то существенное. В случае хатха-йоги используется мощное физическое напряжение больших групп мышц, а также сильное вытяжение в местах их соединения с костями. Такие вещи трудно сделать и не заметить. Пока не в состоянии ощутить тонкий аромат цветка, приходится нюхать духи. Чтобы осознать, как дует ветер, лучше попасть в ураган. Большинству надо получить молотком по башке, чтобы выйти из пассивного состояния тюленя. Поэтому требуется радикальная практика с полной отдачей.

Тело реагирует на искусственно созданный стресс, перестраиваясь на более эффективный режим работы. В результате регулярной практики психика тоже меняется. Мы привыкаем к страданиям и дискомфорту, начиная использовать боль для наблюдений. Концентрация на ощущениях в теле приводит на новый уровень управления внутренними процессами. Появляется возможность отслеживать полутона и осознанно манипулировать потоками энергии в теле. Это новый этап в практике, когда количество переходит в качество,  а так же есть возможность приподняться над стандартным набором ощущений. Тогда страдания отходят на второй план.

Продвинутые практики используют асаны для поддержания физической формы, а основная работа у них идёт на уровне дыхания. Согласно тематическим текстам и реально зафиксированным достижениям йогов, дальнейшее развитие приводит к тому, что и дышать уже не нужно. Дыхание почти пропадает, обменные процессы в теле замедляются. В этом тотальном покое тела и ума для выполнения практики йоги становится достаточно силы мысли. Надеюсь, когда-нибудь приду к этому и не потому, что мне лень гимнастировать. Выгибаться на коврике как раз проще. Для этого не нужны годы упорного труда –  иди к тренеру и повторяй за ним в меру способностей. А вот на своём опыте узнать, что такое настоящая медитация без движения и дыхания – задача высшего порядка. Ну а пока, улыбаемся и пашем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В начало..